Конец пандемии: человечество адаптируется к коронавирусу, а коронавирус – к человечеству
Сейчас в Украине и у нас всех, и у врачей – в том числе – совсем другие неотложные проблемы. Достаточно сказать, что из тех примерно пятнадцати медиков, к которым мы регулярно обращались за комментариями еще три месяца назад, один ушел добровольцем на фронт, другой – в Теробороне, а кто-то просто не работает, потому что вынужден был из-за вражеских обстрелов покинуть с детьми родной город.
Об этом говорится в статье «Апострофа».
Еще недавно так называемые «ковидные койки» в больницах заняты ранеными – гражданскими, прежде всего, потому что военных принимают специализированные госпитали.
Пандемия коронавируса, которая более двух лет держала в напряжении весь мир, нанеся колоссальный ущерб экономике, перестала быть «первополосной». Почему? Из-за того, что оправдались прогнозы эпидемиологов? Или скорее из-за нашей войны, а не потому, что повсюду, на самом деле, наблюдается спад этой заразы? Пожалуй, сыграли роль оба этих фактора, и мы не будем сейчас заниматься «взвешиванием», какой из них сыграл большую.
Впрочем, ковид никуда не девался и не денется, утверждают специалисты. Хотя сейчас им и болеет гораздо меньше людей, и последствия заболевания уже не столь ужасны, как в предыдущие два года. Но они есть, и тем, кто может заболеть, нужно знать, как себя вести.
Итак, мы спросили у специалистов, действительно ли коронавирус отступил? Чего можно ожидать дальше? И что делать, чтобы легкий омикрон не превратился в большую проблему.
Если все же поймаете ковид, следите за собой хотя бы полторы недели
Известный врач , руководитель Центра респираторной медицины и аллергологии клинической больницы «Феофания», говорит, что в последнее время не слишком интересуется статистикой — она не может быть адекватной, потому что тестов в стране, по понятным причинам, делается мало.
— Не скажу, что таких людей много, но COVID-19 продолжают болеть, — рассказывает врач. – Даже вакцинированные, потому что вакцины, напомню, не гарантируют от заражения коронавирусом, а облегчают течение заболевания. Вот вам свежий пример: только сегодня моя сотрудница, у которой уже три дня болеют родители, получила положительный ПЦР-тест. Советы остаются те же: если вы чувствуете симптомы вирусного простудного заболевания, отнеситесь к этому серьезно. Ведь в условиях войны люди еще больше склонны не обращать внимания на простуду. Итак, если у вас температура, насморк, боль в горле, первые три дня вы можете самостоятельно лечиться дома, принимая жаропонижающие препараты. Но если ситуация в течение 3-5 дней не улучшается или хотя бы не стабилизируется, обязательно обращайтесь к врачу, потому что могут начаться процессы, которые потом остановить будет очень трудно. Даже если после пятого дня заболевания состояние улучшилось, еще где-то дней 10-11 нужно наблюдать за собой. Если через неделю-полторы после возникновения заболевания снова повысилась температура, это не является хорошим признаком.
Светлана Гук отмечает и то, что нельзя расслабляться, не обращать внимания на болезнь из-за того, что это, мол, омикрон, который считается легче предыдущих штаммов.
– Я имела дело в стационаре именно с тяжелыми пациентами. Омикрон не сверхлегкий и очень по разному протекает, потому что мы – очень разные. И есть различные сопутствующие заболевания, на которые «ложится» ковид. И даже уровень стресса, в котором заходит человек, будет влиять на течение заболевания, — подчеркивает медик.
В больнице в Феофании, где работает Светлана, сейчас нет ковидного отделения. Нет его и в 17-й больнице, где она работала раньше, и где одним из основных направлений является помощь пациентам с патологиями органов дыхания. Это значит, что пациентов, нуждающихся в стационарной помощи, стало гораздо меньше.
— Наблюдая за информацией, поступающей из Соединенных Штатов, можно заключить, что волна COVID-19 там тоже спала почти до минимума, хотя сейчас, например, там происходит небольшой, но все же подъем заболеваемости, — продолжает Светлана Гук. – Надеюсь, что эта «пандемическая история» все же закончится, и COVID-19 станет обычным вирусным заболеванием.
Нам придется адаптироваться к ковиду, а ему – к нам.
Снова болеют дети – хотя и немного
О том, сколько детей сейчас болеет коронавирусом, Укринформу рассказала Екатерина Савинова, генеральный директор Киевской областной детской больницы в Боярке.
– В конце января и в феврале в больнице было очень много детей с коронавирусом – больше, чем за все предыдущие месяцы пандемии COVID-19, – говорит медик. — В большинстве – это были дети младшей возрастной группы или дети с сопутствующими хроническими заболеваниями. Хватало и тяжелых случаев – госпитализация сама по себе уже означает тяжелое или средней тяжести состояние больного. Многие дети нуждались в кислороде, но, слава Богу, на аппаратах искусственной вентиляции легких не было никого.
Затем, когда началась война, количество госпитализированных резко уменьшилось, продолжает Екатерина Савинова – многие семьи эвакуировались из Киевской области. Но в конце марта – начале апреля в больницу снова стали попадать дети, хотя и единицы. Сейчас на стационарном лечении – трое детей больных «короной».
Пошла ли эпидемия на убыль? Врач не может это сказать с полной уверенностью:
– Сейчас статистика очень приблизительная – далеко не все обращаются за медицинской помощью. Часть Киевской области была оккупирована, не работали школы и детские сады, это тоже повлияло на ситуацию. Коронавирус может стать сезонным заболеванием, но насколько тяжелым покажет время.
«Спортивной» молодежи с COVID-19, как год назад, сейчас в больницах нет
А какая ситуация на более-менее спокойном до недавнего времени западе Украины? Об этом мы спросили эпидемиолога, директора Львовского областного лабораторного центра Минздрава Наталию Иванченко-Тимко.
— Если сравнивать с аналогичным периодом предыдущего года, ситуация обнадеживающая: во Львовской области в последнее время ежедневно регистрируется от 10 до 60 больных COVID-19, — делится медик. – Около ста человек в области находится на стационарном лечении по поводу коронавируса. В реанимации или на аппаратах ИВЛ пока нет никого. Врачи уже знают, как справиться с этим недугом, единственное, что очень важно – это вовремя его обнаруживать. То есть принцип остается тот же самый: любое вирусное заболевание является основанием для обследования на коронавирус.
Специалист рассказала, что молодых людей с крепким здоровьем – как это было во время предыдущих штаммов COVID-19 – сейчас в больницах нет. Преимущественно в стационар попадают старики или среднего возраста с хроническими заболеваниями – то есть люди из так называемых групп риска.
И даже при отсутствии полноценного тестирования можно сказать, что эпидемия коронавируса идет на убыль. А как будут развиваться события дальше, со стопроцентной гарантией никто не скажет. Возможно, он останется нашим сезонным заболеванием, как грипп. В то же время, не исключено, что может возникнуть новая волна COVID-19, чего, конечно, очень не хочется.
— Поэтому могу посоветовать ввести себе бустерную дозу для того, чтобы поддерживать необходимый уровень антител, — подытожила Наталья.
Во всем мире наблюдается снижение летальности от коронавируса
Наш постоянный комментатор, эксперт УМЭС (Украинского медицинского экспертного сообщества) Анатолий Анчишкин подтверждает, что и у нас, и по всему миру наблюдается снижение уровня заболеваемости COVID-19. И что очень важно – смертности от него. Однако остаются группы риска, для которых опасность для жизни от ковида сохраняется. Например, в Китае несколько недель назад был всплеск заболеваемости коронавирусом – именно за счет людей старшего возраста, недостаточно охваченных вакцинацией. Пока и там пошел спад – где-то тысяча заболеваний в сутки, что в принципе совсем немного для Китая. Кроме того, перед этим всплеском там вообще фиксировалось ежедневно всего два-три случая.
— Вообще же многие эксперты в области здравоохранения высказывают мнение, что сейчас уже нет смысла следить за количеством заболевших – ведь многие или вообще не обращаются за медицинской помощью, или делают тесты самостоятельно. Поэтому предлагается отслеживать только тяжелые случаи, то есть госпитализации и смерти, – говорит эксперт. – А летальность в мире, как я уже говорил, резко снизилась.
Впрочем, несмотря на прогнозы, что будет завтра, неизвестно. Поэтому одна из главных задач в настоящее время — наблюдение за вирусом, за течением болезни, чтобы вовремя выявить новый штамм и разработать актуальную вакцину.
— Коронавирус все равно остается среди нас, — подчеркивает Анатолий. – И лично я в общественных местах надеваю маску. А много ли людей в масках видите вы? Да, у нас сейчас война. Но ведь и правил никто не отменял.
Если честно, автор недавно сама удивилась, увидев в супермаркете женщину в маске. Ну, мы такие люди. Но, во всяком случае, уже ничему не удивляться – разве мы не научены?
Читайте більше новин по темі:
Распечатать